Технология саморазвивающего обучения включает в себя сущностные качества
технологий и дополняет их следующими важнейшими
особенностями:
Деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение познавательной
потребности, но и целого ряда других потребностей самообразования личности:
а) в
самоутверждении (самовоспитание, самоопределение, свобода выбора)
б) в
самовыражении ( общение, творчество
и самотворчество поиск выявление своих способностей и сил)
в) в
защищенности (самоопределение,
профориентация, саморегуляция,
коллективная деятельность)
г) в самоактулизации (достижение
личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме,
социальные пробы);
Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта
самосовершенствования личности, включая
в себя установки на самообразование, на самовосстановление, самоопределение,
саморегуляцию и самоактулизацию.
Технология обучения, основанная на использовании мотивов
самосовершенствования личности,
предоставляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть
названа саморозвивающим обучением.
Классификационная характеристика
По
уровню применения: общепедагогическая.
По
философской основе: гуманистическая.
По
основному фактору развития :
психологическая.
По
характеру содержания : обучающее- воспитательная, светская, общеоразовательная,
гуманистическая.
По
типу управления познавательной деятельностью:
система малых групп плюс
программная.
По
организационным формам: классноурочная
плюс клубная.
По
подходу к учащемуся : педагогика сотрудничества.
По
преобладающему методу: развивающая плюс само развивающая.
По категории обучающихся : массовая.
Акценты целей.
1.Формирование человека самосовершенствующегося.
2. Формирование СУМ
- самоуправляющих механизмов личности.
3. Воспитание доминанты
самосовершенствования,
саморазвития личности.
4. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальные положения.
1.
Учебник -
субъект, а не объект процесса обучения.
2.
Обучения приоритетно по отношению к развитию.
3.
Обучение
направлено на всесторонние развития с приоритетной областью – СУМ.
4.
Ведущая
роль теоретических, методических
знаний.
Дополнительные гипотезы.
1.
Все высшие духовные потребности
человека - в познании ,
самоутверждении, в само выражении , в самоактуализации - являются стремлениями
к самосовершенствованию ,
к саморазвитию.
Использовать эти потребности для
мотивации учения значить открыть
путь к повышению качества образования.
2. Доминанта
совершенствования – установка на осознание и цели направленное улучшение личностью
самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
3.
На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части
педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.
4.
Система
саморазвивающего обучения (СРО),
основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности,
представляет более высокий уровень развивающего обучения и является
наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена,
основанных на познавательных мотивах.
Особенности содержания.
СРО- включает в себя взаимосвязанные , взаимопроникающие
подсистемы.
1. Теория-освоение
теоретических основ самосовершенствования.
2. Практика -
формирование деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность
представляет внеурочные занятия
учащегося во второй половине дня.
3. Методика -
реализация форм и методов саморазвивающего обучения преподавания основ наук.
4. ЗУН
– содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.
Одним из концентратов формирования
СУМов является творческая
деятельность как основная сфера самосовершенствования личности: здесь
формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я - концепции, происходит самооткрытие личности.
Творческая деятельность учащихся
организована в системе клубного пространства училища, включающего творческие
объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам,
общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Клубное пространство дает неизменный вклад
в формирование положительной Я
- концепции, убеждает
учащегося в огромных возможностях его
личности ( Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я выбираю, Я оцениваю).
СЭН.
Сфера эстетики и нравственности в СРО
широко представлена как в учебном
плане, так во внеурочной творческой
деятельности обще человеческими
ценностями. Но самое главное –
присложившейся настоящее время в нашем обществе и в школе обстановки
безъидейности, безверия формирования
идеала самосовершенствования, как смысла
жизни, соединенного с верой личности самое себя, что будет ,является идейной основой новой системы воспитания и образования.
Особенности методики.
Основная мотивация : нравственно волевая плюс познавательная .
Позиция учителя: деловой партнер , старший товарищ, знающий более высокую истину.
Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.
Сверх задачей
частных методик СРО является формирование у учащихся доминанты
(психологической установки) на сомосовершенствование. Для ее достижения не малое значение имеют
адекватные стиль и методы
внешних воздействий, уклад среды
жизнедеятельности учащегося. В
условиях школы они создаются гуманно -
личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.
Общий методический уровень
учебно-воспитательного процесса
создается богатством и
разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей, способов) учащегося различных
стилях и методах деятельности в СРО используется система
планирования методик применяемых
учебных предметах. Каждый учащийся
на протяжении периода обучения
должен поработать во всех важнейших
методических режимах (технологиях).
В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся,
учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем : теории, практики и методики.
Преподаватель ГОУ НПО ПУ -
80 Гусельников Г.Н |