Профессионально ориентированная технология
реализуется в условиях профессионально-технологической системы обучения.
Цель
технологии - Обеспечить профессиональное становление личности современного
конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной деятельности.
Задачи
технологии:
1.
Формирование у
выпускника учреждения начального профессионального образования ценностных
отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной
деятельности;
2.
гарантированная
реализация образовательных программ, достижения запланированного уровня и
качества подготовки специалиста;
3.
Развитие
творческого потенциала его личности;
4.
Воспитание
полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.
Важнейшими исходными положениями
профессионально-технологического обучения являются принципы ценностных отношений , неразрывности процессов усвоения
научных знаний и формирования творческих умений.
Учебно-познавательская деятельность обучающихся представляет собой процесс усвоения
системы научных знаний, формирования творческих умений и навыков путем
пошагового продвижения в образовании, умственном развитии и воспитании от
периода к периоду, от одного учебного занятия к другому, от одной стадии
учебного занятия к другой, социально-профессионального взаимодействия педагога
и студента, а также студентов между собой.
Деятельность
преподавателя заключается в создании организационно-педагогических условий
для самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, в оказании
им поддержки и методической помощи, обеспечивающих гарантированное решение
дидактических, развивающих, воспитательных задач.
Модель учебного занятия
Организационный компонент включает вводную,
основную и заключительную части. Вводная часть, предусмотренная планом учебного
занятия, используется для организации обучающихся в учебной группе, оценки их
готовности к педагогическому взаимодействию.
Дидактический компонент вводной части
содержит ценностно-технологические предписания. В каждой стадии основной части
учебного занятия сформулированы: цель, содержание деятельности преподавателя и
обучающихся, а также методы, средства реализации целей и формы педагогического
взаимодействия.
Технологический компонент вводной части
включает получение обучающимися информации о номере, наименовании, уровне
усвоения дидактической единицы учебного материала, методике его усвоения и
присвоения как ценности профессионального образования.
Технологический компонент основной части
структуры учебного занятия включает системные комплексы учебно-познавательной
деятельности обучающихся. Системный комплекс содержит: цели, содержание
педагогической деятельности обучающихся и преподавателя, совокупность методов,
средств и форм педагогического взаимодействия. Системные комплексы
разрабатываются преподавателем с учетом принципов целостности,
взаимосвязанности элементов, самоорганизации, встроенности механизмов
устойчивого функционирования и развития, связей планирования и контроля.
Технология деятельности обучающихся и
преподавателя включает следующие компоненты:
1.
усвоение
обучающимися знаний о типовых конструкциях , технологиях, методах, способах,
приемах, правилах учебной деятельности; осознание результата; оценка уровня
педагогических отношений к сформированным ценностям;
2.
закрепление
обобщенных знаний путем решения учебных задач, заданий, ситуаций; присвоение
методов их решения как личностных ценностей;
3.
формирование
обобщенных ориентировочных основ учебно-профессиональной деятельности путем
воспроизведения по памяти каждым обучающимся самостоятельно, при поддержке или
помощи преподавателя; осознание их как
образовательных ценностей;
4.
представление
преподавателем учебных материалов, обучающимся с целью организации
коллективно-индивидуальной учебно-познавательной деятельности;
5.
организация
преподавателем совместной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
6.
организация
индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
7.
оценка
преподавателем уровня и качества сформированности у обучающихся обобщенных
ориентировочных основ самостоятельной учебной деятельности, становления своего
«Я».
В заключительной части учебного занятия
осуществляется объективная оценочно-мотивационная деятельность посредством
сравнения обучающимися и преподавателем достижений с эталонными показателями по
уровню и качеству в реализации обучающей функции.
Технология профессионально ориентированного
обучения обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность.
Наиболее значимые показатели эффективности этой технологии по критерию
результативности обучения:
1.
Технология
обеспечивает гарантированное выполнение требований государственных образовательных стандартов к уровню и
качеству подготовки специалистов;
2.
В процессе
обучения создаются необходимые и достаточные условия для становления творчески
активной, ценностно- ориентированной личности специалиста – профессионала;
3.
Технология
содержит в дидактической структуре механизмы ее адаптации к уровню способностей
обучающихся к самостоятельному учению, умственному развитию и воспитанию;
4.
Технология
позволяет осуществлять действенный мониторинг процесса и результата
подготовленности обучающихся, выводить их из затруднений, поддерживать и
развивать познавательный интерес;
5.
Технология
позволяет обеспечить полное усвоение учебного материала каждым обучающимся на
установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности и
непосредственно на учебном занятии.
6.
Технология
воспроизводима каждым преподавателем, независимо от его опыта
профессионально-педагогиеской деятельности;
Литература
1.
Н.Н.Никитина,
О.М.Железнякова, М.А.Петухов «Основы
профессионально-педагогической деятельности».
2.
Интернет-ресурс |